- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Правовое положение педагогических работников
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R000575 |
Тема: | Правовое положение педагогических работников |
Содержание
Оглавление Введение …………………………………….……………………………………3 Глава 1 Правовое положение педагогических работников……..…………...6 1.1 Правовой статус педагогического работника………………………..6 1.2 Право учителя на социальное обеспечение. Формы социального обеспечения…………………………………………………………………10 1.3 Пенсионное обеспечение педагогических работников……………14 Глава 2 Анализ, проблемы и пути совершенствования системы оплаты труда педагогических работников Челябинской области……………………25 2.1 Анализ деятельности системы образования Челябинской области в 2014 году……………………………………………………………………25 2.2 Анализ текущей ситуации и проблемы по формированию системы оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений…………………………………………………………………31 2.3 Разработка мероприятий для повышения эффективности системы оплаты труда педагогических работников……………………………….37 Заключение ………………………………………………………….………….54 Список использованных источников и литературы…………………………57 Приложение 1…………………………………………………………………..61 Приложение 2…………………………………………………………………..69 Приложение 3……………………………………………………………………70 Приложение 4…………………………………………………………………..71 Введение Актуальность выбранной темы заключается в том, что образование сейчас стало важным условием жизненного успеха человека, определяющим фактором в развитии и выживании самого общества. Развитие и модернизация системы образования России объявлено одним из важнейших приоритетов в социальной политике государства на период до 2020 года. Важное место в социальной системе, существенную роль в его сохранении играет школа, являясь не только образовательным, но и социальным, культуросберегающим центром. Наряду со школой, образовательно-воспитательные и социализирующие функции выполняют и среда непосредственной жизнедеятельности человека, существующие нормы, традиции и обычаи, родители и семья, деятельность, в которую включается ребенок, литература и искусство, средства массовой информации, учреждения культуры и дополнительного образования и т.д. Согласно закону об образовании «педагогический работник — это физическое лицо, которое состоит в служебных и трудовых отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению и воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности». Следовательно, это воспитатель, преподаватель, учитель, педагог дополнительного образования, учитель-логопед, педагог-организатор, педагог-психолог и т.д. Право на социальное обеспечение – это одно из конституционных социальных прав человека, которое закреплено в ст. 39 Конституции РФ, оно подразумевает заботу государства о своих гражданах. Эта забота выражается, в помощи государства по предоставлению материальных благ нуждающимся категориям граждан, реализующаяся в форме стипендий, субсидий, пенсий, пособий. Также, под социальным обеспечением понимают обязанность государства охранять труд и здоровье людей путём установления минимального гарантированного размера оплаты труда, введения дополнительных гарантий работникам, имеющим детей или осуществляющих уход за больными членами семьи, а также путём развития системы социальных служб. Общее образование – единственный уровень, обязательный в соответствии с Конституцией для каждого гражданина страны. В Челябинской области 91,6% школьников обучается в условиях, отвечающих современным требованиям. Результаты итоговой аттестации выпускников, участия школьников в предметных олимпиадах и другие показатели свидетельствуют о достаточно высоком качестве подготовки школьников. Основные финансовые проблемы в настоящее время – большое количество зданий, требующих ремонта (33%), и необходимость перехода на обучение в одну смену в связи с поэтапным введением ФГОС (коэффициент сменности по области – 19,5%). Анализ современной научной литературы и практики развития системы оплаты труда педагогических работников выявляет: * принципиальное отставание бюджетных учреждений по уровню заработной платы по сравнению с конкурентными рынками; * недостаточную разработанность теоретических вопросов оплаты труда в многоуровневом бюджетном секторе РФ в условиях рыночной экономики; * несоответствие уровня и системы оплаты труда в целом специфике педагогической деятельности. Целью работы является рассмотрение системы социального обеспечения педагогических работников на примере Челябинской области. В соответствии с целью работы выделены следующие задачи: - определить правовой статус педагогического работника; - провести анализ системы оплаты труда педагогических работников; - выявить проблемы в системе оплаты труда педагогических работников; - разработать и предложить мероприятия в целях совершенствования оплаты труда педагогических работников. Объект – педагогические работники в целом, и Челябинской области в частности. Предмет – система соцобеспечения педагогических работников. Работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка использованных источников и литературы. Глава 1 Правовое положение педагогических работников 1.1 Правовой статус педагогического работника Впервые в новом законе об образовании прописан правовой статус педагогических работников. Законодательно признается их особый статус в обществе, и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда. Правовой статус педагогического работника – это совокупность прав и свобод (в том числе академических), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Согласно закону об образовании «педагогический работник — это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности». Следовательно, это учитель, воспитатель, педагог дополнительного образования, преподаватель, педагог-организатор, учитель-логопед, педагог-психолог и т.д. [6] Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Как видно, наряду с известными требованиями для педработника должны быть установлены профстандарты, которым он тоже должен соответствовать. Для педагогических работников (далее — педработники) сохранены имеющиеся у них в настоящее время права и свободы, в том числе свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность; на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания; на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций; право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания; на участие в управлении образовательной организацией; свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания; право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, право доступа к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности; на объединение в общественные профессиональные организации, на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников и др. Подчеркнуто, что академические права и свободы должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений. Сохраняются и имеющиеся трудовые права и соцгарантии, в т.ч. такие как право на сокращенную рабочую неделю, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы, на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, на предоставление педагогическим работникам вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, а также иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации [18]. Сохранены льготы и для сельских педработников. Педработники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. За субъектами Российской Федерации законодательно закреплено право устанавливать дополнительные меры государственной поддержки молодым специалистам, т.е. выпускникам профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, привлекаемых к педагогической деятельности. В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, воспитательная работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная должностными обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, работа по ведению мониторинга, организационная, диагностическая, подготовительная, работа, предусмотренная планами воспитательных, спортивных, физкультурно-оздоровительных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Соотношения частей работы определяются локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность. Режим рабочего времени и отдыха определяется локальными нормативными актами, графиками работы, трудовым договором и расписанием занятий. Законодательно закреплены и трудовые права педработников, привлекаемых для проведения ЕГЭ. За работу по подготовке и проведению ЕГЭ выплачивается денежная компенсация, порядок выплаты и размер которой устанавливаются субъектом Российской Федерации. Теперь педработники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности (повышение квалификации) за счет средств работодателя значительно чаще — раз в три года, а не раз в 5 лет, как было раньше [11]. Педработник, обладая определенными правами, несет и определенные обязанности, в т.ч. он должен обеспечивать в полном объеме реализацию рабочей программы, развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни, осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, формировать культуру здорового и безопасного образа жизни. При этом он обязан применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания; соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений; учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействуя при необходимости с медицинскими организациями. Педработник также обязан систематически повышать свой профессиональный уровень; проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности, медосмотры (при поступлении на работу, периодические, внеочередные), обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, соблюдать устав, правила внутреннего трудового распорядка и иные локальные акты образовательной организации. Педработнику запрещается: * использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации; * оказывать платные образовательные услуги обучающимся образовательной организации, в которой он работает, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника. Неисполнение или ненадлежащее исполнение педработниками своих должностных обязанностей учитывается при прохождении ими аттестации. Педработники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, установленных законодательством РФ. 1.2 Право учителя на социальное обеспечение. Формы социального обеспечения Право на социальное обеспечение – это одно из конституционных социальных прав человека. Закреплённое ст. 39 Конституции РФ, оно подразумевает заботу государства о своих гражданах. Эта забота выражается, во-первых, в помощи государства по предоставлению материальных благ нуждающимся категориям граждан, которая реализуется в форме пенсий, стипендий, субсидий, пособий. Во-вторых, под социальным обеспечением понимают обязанность государства охранять труд и здоровье людей путём введения дополнительных гарантий работникам, имеющим детей или осуществляющих уход за больными членами семьи, установления минимального гарантированного размера оплаты труда, а также путём развития системы социальных служб [3]. Понятие социального обеспечения граждан входит в более широкое понятие – социальная защита прав граждан. Понятие защиты прав человека подразумевает наличие способов обеспечения материальных и нематериальных благ. Конституция РФ в ст. 7 закрепляет основные направления социальной защиты этих прав. К ним относятся: материальная поддержка инвалидов и нетрудоспособных лиц; создание системы социальных служб занятости, призванных принимать действенные меры по трудоустройству лиц, не имеющих постоянной работы; государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; выплата государственных пенсий и социальных пособий. В сфере социальных отношений защита прав человека осуществляется не только государством в целом, предпринимающим меры по созданию условий реализации социальных прав человека (право на социальное обеспечение, особые права детей и инвалидов, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование, право на жилище), но и судом в соответствии с установленным процессуальным законодательством. Основными источниками социальной защиты являются международные правовые акты, нормативные правовые акты РФ и её субъектов, среди них: – Конституция РФ (ст. 39, 1993); – федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»; – федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»; – федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»; – федеральный закон от 2.08.1995, № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»; – федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ»; – «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан»; – конвенция МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (1952); – федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»; – закон РФ «Об образовании» (глава 5, 1992); – федеральный закон «О погребении и похоронном деле»; – постановление Правительства РФ от 13.05.1992 № 312 «О неотложных мерах по экономической и социальной защите системы образования» оставить без удовлетворения»; – постановление Правительства России от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 28 федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочной назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 29 федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; – постановление Правительства РФ от 03.11.1994 № 1206 «Об утверждении порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан» и др. В качестве социальных гарантий и льгот педагогическим работникам законодательство РФ определяет следующие меры: – защита профессиональной чести и достоинства; – назначение досрочной трудовой пенсии до достижения пенсионного возраста (пенсии за выслугу лет); – предоставление ежегодного основного удлинённого оплачиваемого отпуска; – предоставление бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках; – первоочередное предоставление жилой площади; – выплата ежемесячной не подлежащей налогообложению денежной компенсации по обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями; – предоставление льгот педагогическим работникам образовательных учреждений, удалённых от городских центров, адекватных льготам, предусмотренным в данной местности для специалистов сельского хозяйства; – распространение льгот и преимуществ, устанавливаемых для работников соответствующих производств на работников учебных и научных лабораторий, учебно-производственных, производственных мастерских (цехов) и учебных хозяйств учреждений, предприятий и организаций системы образования; – выплата единовременного пособия на хозяйственное обзаведение специалистам, прибывшим на работу в сельские образовательные учреждения; – установление сокращённой продолжительности рабочего времени; – распространение на работников образовательных учреждений и учебно-консультационных пунктов при учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, порядка и условий установления пенсии в связи с особыми условиями труда, предусмотренных для работников таковых учреждений [7]. Среди форм социальной защиты прав педагогических работников выделяют следующие. Компенсационные выплаты – социальные денежные выплаты (разовые или периодические), имеющие характер возмещения в случаях, предусмотренных действующим законодательством. В сфере образования это: – надбавка к заработной плате педагога – это систематически начисляемая работнику денежная выплата сверх основной ставки (оклада), как правило, за высокое качество выполняемой работы. Надбавка выступает в качестве поощрительной формы дополнительной оплаты труда и имеет стимулирующий характер; – компенсация на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий педагогическим работникам; – доплата к заработной плате работника образовательного учреждения представляет собой денежные выплаты, при помощи которых администрация школы компенсирует работнику работу, выполненную сверх основных должностных обязанностей или в условиях, отклоняющихся от обычных (с согласия работника); – компенсации работникам, совмещающим обучение в образовательных учреждениях (ТК РФ) и др. * Обеспечение субсидиями: например, на жильё. * Обеспечение пособиями – по временной нетрудоспособности (ст. 183 ТК РФ), единовременное пособие в связи с рождением ребёнка, пособие по уходу за ребёнком в возрасте до 1,5 лет, пособие по подготовке ребёнка к школе; пособие на погребение; * Досрочное назначение трудовой пенсии по старости (назначение пенсии за выслугу лет) лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, т.е. ежемесячная денежная выплата, устанавливаемая педагогическим работникам в соответствии с п. 10 п. 1 ст. 28 федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» в целях их материального обеспечения в строгом соответствии с утверждёнными Правительством РФ списками должностей и учреждений, при том что стаж педагогической работы в таких учреждениях должен составлять 25 лет [12]. 1.3 Пенсионное обеспечение педагогических работников Досрочная трудовая пенсия в связи с педагогической деятельностью устанавливается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от возраста. Для пенсионного обеспечения данной категории постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 был утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочную трудовую пенсию и Правила исчисления стажа работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию. Указанный Список содержит перечень должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж на соответствующих видах работ, и идеология его применения исходит из точного соответствия наименования должностей и учреждений, в которых протекала работа, наименованиям должностей и учреждений, предусмотренных в Списке. При осуществлении работы в учреждении, наименование которого не предусмотрено Списком, период работы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости не засчитывается. Например, не предусмотрены Списком такие учреждения, как детский комбинат, комплекс, соответственно работа в таком учреждении не засчитывается в стаж на соответствующих видах работ. Списком предусмотрены следующие должности: директор (начальник, заведующий), заместитель руководителя (с тем условием, что его деятельность связана с образовательным процессом), заведующий учебной частью, мастер производственного обучения, учитель, учитель-логопед, логопед, учитель-дефектолог, руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог, педагог, преподаватель, в т.ч. старший, воспитатель, в т.ч. старший, воспитатель-методист, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, воспитатель ясельной группы и другие должности. Периоды работы в должностях, не предусмотренных Списком либо имеющих любые отклонения в их наименовании, не засчитываются в стаж на соответствующих видах работ. Например, не засчитывается для назначения досрочной трудовой пенсии по старости работа в должностях методиста, психолога, руководителя кружка, пионервожатой, сестры-воспитателя и др. Работа в отдельных должностях при определении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитывается в зависимости от времени ее выполнения. Так, работа в должностях воспитателя-методиста, организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми засчитывается только за периоды до 01.11.1999г.; в должностях педагога, педагога-воспитателя, медицинской сестры ясельной группы - за периоды до 01.01.1992 г. [4] Руководители дошкольных учреждений (детские сады, детские ясли, ясли-сады, центры развития ребенка - детские сады) и их заместители с 01.11.1999 г. права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости не имеют. Стаж в указанных учреждениях и должностях засчитывается только до 01.11.1999. Работа в должностях педагога-психолога, социального педагога, инструктора по труду засчитывается в стаж на соответствующих видах работ по Списку от 29.10.2002г., но не во всех предусмотренных Списками учреждениях, а только в учреждениях социальной и коррекционной направленности. По общему правилу исчисления специального стажа, периоды выполнявшейся до 01.09.2000г. работы в должностях в учреждениях, которые предусмотрены в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением должности музыкального руководителя, работа которого требует подтверждения выполнения установленной нормы рабочего времени за весь период деятельности в данной должности. Исключение из установленного правила составляют учителя начальных классов общеобразовательных учреждений и учителя, расположенных в сельской местности общеобразовательных школ. Подтверждение выполнения нормы рабочего времени для них не требуется. Также независимо от выполнения нормы рабочего времени и ведения преподавательской работы засчитывается в стаж работа в должности заместителя директора по учебной, воспитательной, учебно-воспитательной, учебно-производственной работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом. Напротив, для заместителей руководителей по научной, методической работе требуется дополнительное подтверждение непосредственной занятости с образовательным (воспитательным) процессом. Отдельные правила в части ведения преподавательской работы установлены для руководителей отдельных учреждений (например, для директоров общеобразовательных учреждений, общеобразовательных школ – интернатов, специальных (коррекционных) образовательных учреждений и др.). Начиная с 01.09.2000, для зачета в стаж периода работы в качестве руководителя учреждения, требуется выполнение установленного объема преподавательской работы (от 240 часов до 360 часов в год). Преподавательская работа может осуществляться, как в одном, так и в нескольких образовательных учреждениях. Помимо образовательных, социальных и коррекционных учреждений для детей, Список содержит наименования учреждений дополнительного образования детей (внешкольные учреждения), работа в которых также дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. К таким учреждениям относятся, например, детско-юношеские спортивные школы, детская школа искусств, дворец пионеров и школьников, специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва, центр детского творчества и др. [15] Для работников указанных учреждений установлены дополнительные условия. Периоды работы в учреждениях дополнительного образования с 01.01.2001 г. засчитываются в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости при наличии на 01.01.2001 г. стажа работы в должностях и учреждениях, предусмотренных в Списке, не менее 16 лет 08 месяцев и одновременно факта работы в период с 01.11.1999г. по 31.12.2000г. в соответствующих должностях в учреждениях дополнительного образования. При отсутствии одного из перечисленных условий работа в учреждениях дополнительного образования детей с 01.01.2001г. не засчитывается. В связи с принятием постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004г. № 2-П при определении права на досрочную трудовую пенсию применяются нормы ранее действовавшего законодательства: Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991г. № 463; Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. № 1067. Указанный порядок применения законодательства ограничен временными рамками действия соответствующих нормативных актов (до 01.11.1999г. применяется постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463, с 01.11.1999г. до 12.11.2002г. - постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. № 1067, с 12.11.2002г. – постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. № 781). В соответствии с действующим законодательством в специальный стаж наряду с периодами работы засчитываются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительного оплачиваемых отпусков. Отпуск по беременности и родам не исключается из продолжительности стажа педагогической деятельности. Включение в специальный стаж периодов нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет действующее законодательство не предусматривает. Вопрос о зачете в специальный стаж периодов нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком может рассматриваться в рамках применения постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004г. № 2-П, т.е. с учетом ранее действовавшего законодательства, в соответствии с которым в стаж педагогической деятельности засчитываются периоды нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком, предоставляемом в период до 06.10.1992г., до исполнения ребенку 1,5 лет. Следует отметить, что выбор наиболее выгодного варианта оценки пенсионных прав осуществляется индивидуально при обращении граждан за назначением досрочной трудовой пенсии [8]. Значительное число работников образования обращаются в суд за защитой своих прав на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей. Многие обращения связаны с отказами органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, в досрочном назначении трудовой пенсии из-за того, что наименование должности педагогического работника не предусмотрено в настоящее время «Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», хотя ранее действовавшим пенсионным законодательством такое наименование должности предусматривалось (например, работа в должности старшей пионервожатой, запасного учителя органов народного образования, и др.). Отказы в назначении трудовой пенсии происходят также по причине исключения из стажа, дающего право на назначение досрочной пенсии, отдельных периодов деятельности работника (например, выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах, служба в советской армии и др.). Считая свои права нарушенными, работники обжалуют отказы в суде. Складывающаяся судебная практика показывает, что суды принимают решения в пользу работников, мотивируя свои выводы следующим. В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» от 01.01.2001 г., принятого в соответствии с Законом СССР «О государственных пенсиях в СССР» от 01.01.2001 г., работа в должности старшего пионервожатого, запасного учителя РОНО, комсомольская и партийная работа засчитывалась в стаж, дающий право на пенсию по выслуге лет (ныне досрочно назначаемая трудовая пенсия). Постановлением Правительства РФ от 01.01.2001 г. установлено, что с 1 октября 1993 г. на территории Российской Федерации Постановление Совмина СССР не применяется. Однако до принятия Закона РФ от 01.01.2001 г. «О государственных пенсиях» работа в указанных должностях учитывалась при назначении пенсии за выслугу лет. Согласно ч.2 ст.55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Изменение условий установления пенсии в данном случае, по мнению суда, является ограничением конституционного права граждан на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч.3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Учитывая изложенное, суд приходил к выводу о необходимости включения в педагогический стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью периодов работы в указанных должностях. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 01.01.01 г. , а также в ряде его определений, ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Например, в 2012 году Трофимова предъявила в суд иск к ГУ УПФР РФ в г. Кыштыме о признании права на досрочную пенсию по старости, а также о включении в специальный стаж периодов, дающих право на досрочную пенсию, не соглашаясь с отказом по ее обращению в сентябре 2012 года во включении в стаж времени работы в должности старшей пионервожатой в связи с необходимостью представить справку из детского сада № 3. Получив справку, обратилась в суд. Кыштымский городской суд оставил иск без рассмотрения в связи с тем, что был не соблюден досудебный порядок урегулирования спора. При этом указано, что Трофимова обращалась в УПФР с заявлением о подсчете специального стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по выслуге лет. Из ответа пенсионного органа от 17.09.2012 г. следует, что на 10.09.2012 г. произвести подсчет такого стажа невозможно в виду отсутствия уточняющей справки из детского сада… Письменного отказа в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью нет. Кроме того, сославшись на отсутствие отказа в назначении пенсии, суд не установил содержания заявления истицы в УПФ РФ (в деле его нет), тогда как из полученного ответа этого не ясно. Не принято во внимание и то, что в письме УПФ указано о невключении в стаж периодов работы старшей пионервожатой, а также курсов повышения квалификации. Таким образом, можно сделать вывод, что действия суда не основаны на законе, заявленные требования о признании права на досрочную пенсию по старости, а также о включении в специальный стаж периодов, дающих право на такую пенсию, могут быть предметом судебного разбирательства, препятствий для рассмотрения искового заявле....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: